Международная научно-практическая конференция

Институт саморазвития человека «САМРИТИ» принял участие в Международной научно-практической конференции «Транснациональные семьи как следствие украинской трудовой эмиграции: проблемы и пути их решения», которая состоялась 22 марта 2012 года в Львове. Инициаторами проведения конференции выступили Международный институт образования, культуры и связей с диаспорой НУ «Львовская политехника» (МИОК), Всеукраинский благотворительный фонд «Запорука» и Благотворительная ассоциация «Солетерре».

Основная цель конференции — объединение усилий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, членов семей трудовых мигрантов и ученых для поиска способов решения  проблем, связанных с формированием новейшего феномена — транснациональных семей, которые возникли в результате внешней трудовой миграции Украины.

В конференции приняло участие свыше 100 участников, среди них 20 из-за границы. Конференция состоялась в форме научного диалога, презентаций практического опыта общественных организаций и мастер-класса украинских и итальянских специалистов, который удостоверяет ее важное теоретическое и прикладное значение.

Основные тематические направления конференции: феномен транснациональной семьи в академическом дискурсе и медиа-пространстве; трансформации миграционных процессов в Украине и их возможные последствия для семей мигрантов; экономико-правовой, социально-психологический и образовательно-культурный измерения транснациональных семей.

Результатом обсуждения этих вопросов стали выводы:

  • транснациональная семья — важная и неотъемлемая составляющая эпохи глобализации;
  • транснациональная семья — недостаточно изученный феномен, который нуждается большего внимания ученых, СМИ, церкви, органов государственной власти и общественных организаций;
  • транснациональная семья оказывает существенное и неоднозначное влияние на экономическую, политическую, демографическую, этнокультурную и психологическую сферу украинского общества;
  • разработка соответствующих механизмов решения проблем транснациональных семей, в частности институционно-правового характера, в дальнейшем остается чрезвычайно актуальной для Украины.

Учитывая это, участники Международной научно-практической конференции «Транснациональные семьи как следствие украинской трудовой эмиграции: проблемы и пути их решения» постановили: обратиться к Верховной Раде Украины и Кабинету Министров Украины с просьбой:

1. Обеспечить надлежащую нормативно-правовую почву для регулирования вопросов, связанных с трудовой миграцией в Украине, в первую очередь:

  • ратифицировать международную конвенцию (ООН) «О защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей»;
  • разработать и одобрить Стратегию развития государственной политики Украины в сфере трудовой миграции до 2015 года;
  • разработать закон Украины «О правовом статусе трудовых мигрантов»;
  • разработать Государственную программу возвращения трудовых мигрантов на Родину и успешной их социально-экономической реинтеграции с соответствующим государственным финансированием;
  • завершить вопрос заключения соглашения относительно безвизового режима между Украиной и ЕС;
  • активизировать переговоры для подписания двусторонних соглашений с основными странами-реципиентами украинских трудовых мигрантов относительно взаимного трудоустройства, пенсионного обеспечения трудовых мигрантов, их социальных гарантий и тому подобное;
  • заключить двусторонние межправительственные соглашения между Украиной и ЕС о взаимном признании документов о среднем образовании, дипломов, свидетельств об учебе, ученых степеней и званий.

2. Осуществить необходимые административно-институционные меры, в частности:

  • рассмотреть возможность выведения Государственной миграционной службы из-под подчинения МВД и ввести непосредственно под подчинение КМУ, передачи ей полномочий в сфере регулирования трудовой миграции граждан;
  • активизировать двустороннее сотрудничество в сфере разработки и реализации двусторонних региональных программ поддержки членов семей транснациональных семей местными органами государственной исполнительной власти Украины и местными органами государственной власти основных стран-реципиентов украинских трудовых мигрантов;
  • расширить сеть консульских учреждений Украины в Италии, Испании, Португалии и Греции, в местах компактного проживания украинцев в этих странах;
  • способствовать созданию в Западном регионе (в частности в Львове) сети консульских представительств таких стран, как Италия, Греция, Португалия и Испания;
  • минимизировать бюрократические процедуры для оформления визы с целью посещений родственников и членов семей трудовых мигрантов, а также отменить (или сделать бесплатной) необходимость предыдущей легализации документов в консульских учреждениях за рубежом для детей трудовых мигрантов.

3. Обеспечить предоставление своевременной психологической помощи детям и членам семей трудовых мигрантов, предотвратить все негативные проявлениям девиантного поведения, в частности путем:

  • утверждения и реализации программы психоэмоциональной адаптации для детей трудовых мигрантов;
  • налаживания тесного сотрудничества школ, психоневрологических больниц, общественных организаций и социальных служб;
  • увеличения количества центров консультирования и предоставления психологической помощи членам семей трудовых мигрантов;
  • учреждения проведения систематических тренингов или консультаций с опекунами детей, родители которых находятся за рубежом;
  • создания рабочих групп для исследования проблем детей трудовых мигрантов, в частности в сельских районах;
  • увеличения квоты социальных педагогов и психологов в средних образовательных заведениях Украины.

4. Обеспечить надлежащее информационное сопровождение украинских трудовых мигрантов:

  • предоставлять трудовым мигрантам через дипломатические представительства за рубежом надежную информацию о законодательстве стран пребывания, их правах и обязанностях, налаживание системы правовой и социальной помощи за рубежом и другой необходимой информации;
  • способствовать созданию при консульских учреждениях соответствующих call-центров для своевременного обеспечения необходимой информацией трудовых мигрантов.