Деятельность ”САМРИТИ”

Деятельность Института «САМРИТИ» (САМореализация: Развитие Интеллекта, Творчества, Интуиции) заключается в реализации Программы терапии рода.

Основная цель Программы терапии рода – сохранение и укрепление семьи как базовой ячейки общества.

Задачи Программы терапии рода:

  • сохранение социальной структуры общества;
  • изменение в сторону уменьшения бракоразводной тенденции;
  • препятствование разрушению семьи вследствие трудовой эмиграции;
  • поддержание воспитательного режима в семьях в условиях, наиболее благоприятных для развития и становления личности ребенка;
  • формирование личности ребенка в атмосфере взаимопонимания и взаимодействия с представителями различных поколений,
  • повышение ценности семейно-родственных связей и становление высоких нравственных качеств;
  • формирование у молодого поколения национальной этнической идентичности и патриотических чувств.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА И НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Карл Густав Юнг одним из первых обратился к идее понимания бессознательной сферы психики человека как жизненно необходимого источника мудрости, норм, ценностей, правил. Он рассматривал «коллективное бессознательное» в качестве одной из составляющих структуры человеческой личности. Этот глубокий слой личности представляет собой хранилище следов памяти наших исторических предков.

«Коллективное бессознательное» наследственно предопределено и одинаково для всего человечества, а  Юнговские архетипы – первичные модели восприятия и поведения. Существование подобных структур подтверждается, по мнению Юнга, поразительным сходством символов в живописных и литературных произведениях разных времен и народов, сказках, мифах, легендах.

Швейцарский психолог А. Зонди говорит о «родовом бессознательном» как форме психической наследственности. Человек в жизни стремится реализовать притязания своих предков – родителей, дедов, прадедов. Особенно ярко их влияние обнаруживается, по мнению А. Зонди, в важные моменты жизни, имеющие судьбоносный характер: совершение своего профессионального выбора, поиск места работы, спутника жизни и др. Таким образом, решая важнейшие вопросы самоопределения, человек не является совершенно «свободным», поскольку в своем лице представляет род, своих прародителей, делегировавших ему «поручения». Однако это не означает, что судьба человека жестко запрограммирована и остается лишь следовать неким инстинктивным побуждениям. Человек может преодолеть навязанные тенденции, опереться на собственные внутренние резервы и построить свою судьбу осознанно.

Американский психотерапевт Э. Берн развивает близкие идеи о роли «родительского программирования» в судьбе человека. Описывая различные варианты воздействия семьи, отдельных ее членов на личность ребенка, он использует понятие-метафору «сценарий»: «Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется… еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора» (Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л., 1992.- С. 175-176.).

Истоки многих жизненных сценариев, по Берну, лежат даже не в родительской семье, а в более ранних поколениях. Ему удалось проследить трансляцию сценария на протяжении пяти поколений (речь идет о сценарии «победитель» в конкретном варианте «Мой сын будет врачом»).

Н. Пезешкиан, основоположник позитивной психотерапии, уверен в важности психологического «наследия» человека и небезразличности происхождения как фактора идентичности. Он использует понятие «семейные концепции», которые определяют правила отношений к людям и вещам: от одного поколения к другому передаются не столько материальные блага, сколько стратегии переработки конфликтов и формирования симптомов, структуры мировоззрения и структуры отношения, которые переходят от родителей к детям.

Исследование истории семейных концепций соотносится с понятиями «историческое сознание», «укорененность», «отсутствие корней», «коллективное прошлое». Желания, требования, обиды, поступки, которые выглядят сегодня немотивированными, обретают смысл в контексте простирающихся в прошлое семейных концепций. Когда социальная и семейная ситуация в корне изменяется, старая программа перестает отвечать актуальным потребностям. У членов семьи накапливаются проблемы, задачи, страхи, навязчивые ритуалы и зависимости, до тех пор, пока один из них не разрывает порочный круг активным вмешательством.

Анн Анселин Шутценбергер – автор трансгенерационной психогенеалогической концептуальной терапии – использует свой главный метод геносоциограммы, позволяющий отследить общие сценарии событий в рамках нескольких поколений одного рода, после чего появляется возможность нового осмысления и переосмысления внешне детерминированных событий, формирующих жизнь новых поколений.

Александр Лоуэн – американский психиатр и психотерапевт, создатель биоэнергетики как метода психотерапии, уходящего корнями в техники работы австрийского психоаналитика Вильгельма Райха, который обогатил психоанализ работой с телом. Биоэнергетика рассматривает функционирование психики человека в категориях тела, рассматривая источник депрессий, неврозов и других форм нарушения в подавлении собственных чувств, проявляющихся в виде хронических мышечных напряжений, блокирующих свободное течение энергии в организме.

В отечественной психологии Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис рассматривают патологизирующее семейное наследование, характерное для дисфункциональных семей как формирование, фиксацию и передачу эмоционально-поведенческого реагирования от прародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т.д. Ригидные, иррациональные, жестко связанные между собой убеждения, заимствованные у представителей старшего поколения, формируют личность, малоспособную к адаптации, страдающую пограничными нервно-психическими расстройствами.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ТЕРАПИИ РОДА

Программа терапии рода своей работой значительно расширяет поле взаимодействия между членами семьи (малой группой) и родом (большой группой), которая, в свое время, сформировала причинно-следственные связи, во многом негативно влияющие на ныне живущих представителей семьи как малой группы. Терапия рода помогает представителям малой группы изыскать источники психо-эмоциональной поддержки, раскрывая тесную взаимосвязь между поколениями живущих и ушедших в иной мир. В процессе этой работы происходит понимание, осознание и объединение ресурса всего рода, что позволяет семье как малой группе понять и устранить причины многих пагубных проблем и неприятностей.

Основным отличием Программы терапии рода является ее инструментарий, дающий возможность не только определять «родовые сценарии» развития событий в жизни живущих поколений, не только находить общие закономерности и «узловые» проблемные моменты, но устранять их причину вплоть до седьмого поколения, следовательно – трансформировать развитие событийного ряда, избегая повторения трагических событий прошлого в жизни потомков.

Для Программы терапии рода не является существенным то,

  • как звали представителей предыдущих поколений,
  • чем  они профессионально занимались,
  • когда рождались и когда покидали этот мир,
  • в каком возрасте они создавали семью,
  • а также многое другое.

Программа «работает» с памятью, находящейся в психической структуре индивида, для которой важно и принципиально понимание и осознание того факта, что в роду каждого человека находится четко обозначенное количество родственников, связанных с потомками не только на уровне архетипов, но и психо-эмоционально. Именно этот факт и является достаточным условием для полноценной работы по устранению нежелательных фрагментов опыта и сценариев жизни, имеющих свойство пролонгации в будущее.

Неотъемлемым элементом Программы терапии рода является двигательная терапевтическая гимнастика, позволяющая отследить взаимосвязи между эмоциональными проблемами и физическим телом (психосоматические формы проявления), после чего устранить унаследованный опыт различных отклонений и заболеваний в жизни сегодняшних поколений. Все виды работ осуществляются  с учетом осознавания практикующими лицами динамики всех событий и изменений.